середа, 24 травня 2017 р.

Приплыли...



"Ной", 2014, режиссер Даррен Аронофски
Про Шерлока Холмса имени Гая Ричи когда-то писали - очень занимательная история, только непонятно, почему этого веселого наркомана и его боевого приятеля называют Холмсом и Ватсоном. Так и здесь - когда на фоне вполне себе железобетонных развалин бродят мрачные типы в куртках и джинсах, а каменные монстрики бодро строят ковчег, начинаешь слегка сомневаться, а не ошибся ли ты залом. Но это Даррен Аронофски, у него своя оригинальная версия происходящего. И когда ее принимаешь, становится очень интересно! Кстати, теперь мы знаем, куда на самом деле делись динозавры - их сожрал
пассажир, проехавшийся зайцем на ковчеге!

В самом деле, почем мы знаем, до какой степени успело развиться допотопное общество? Небоскребы, промышленность, оружие - почему бы и нет? Потом видимо случился кризис - на месте лесов осталась пустыня, города в руинах, катастрофически не хватает пищи - значит по каким-то причинам захирело и земледелие. Посреди всего этого безобразия кочует Ной (Рассел Кроу) с семейством. Живут они в палатке, собирают грибы-ягоды, и самое страшное слово у них - нет, не хищники, ЛЮДИ. Вон за холмом шумит кто-то, всем ховаться, люди пришли! Со зверями у Ноя как-то попроще, он их не ест и даже защищает от охотников, а вот от людей он ничего хорошего не видел с тех пор, как убили его батюшку за участок с месторождением полезного минерала, который теперь в основном используют как зажигалку - разводят от его искр огонь в очаге (наверняка именно он и угробил цивилизацию, если на его основе строили какие-нибудь хитрые реакторы). На вегетарианской диете Ной вырос крепким парнем и успешно отбивает нападения дикарей, которые пытаются соваться в его табор. Существование безрадостное, но стабильное. Если бы не живописные кошмары, которые одолевают Ноя по ночам - то реки крови привидятся, то полчища утопленников. Чтобы испросить совета у дедушки Мафусаила (Энтони Хопкинс), к чему бы все это, Ной грузит пожитки и отправляется в путь. На выжженной совсем по-ядерному равнине ему встретятся некие каменные многорукие монстры, оказавшиеся падшими ангелами (это они так неудачно вплавились в породу при приземлении, зато успели за несколько веков научить человечество всяческим наукам).
Дедушка, который отаборился на горе, подтверждает опасения Ноя: конец света близок, надо как-то готовиться - например, строить лодку, да побольше. Но из чего строить, когда вокруг одни камни и тундра? На этот случай у дедушки припасено чудо-семечко из Эдемского сада. Из него за пару минут вырастает приличный лес - хороший источник стройматериала. И следующие 10 лет Ной руководит на стройке - под его присмотром каменные титаны собирают из бревен большую коробейку, куда начинают грузить прибывающих зверюшек. А бродячие горожане уже подбираются к стройплощадке, не нравится им этот подозрительный вегетарианец с его кораблем посреди степи. Ной правда тоже не проявляет особого энтузиазма ко вразумлению сограждан - видя, как они насильничают девочек и доедают последних животных, он окончательно проникается отвращением к людям и приходит к выводу, что единственные "невинные", кого стоит спасти - это звери. На себя он берет задание почетного зоолога, который присмотрит за зоопарком во время катаклизма, и в последствии умрет, не оставив потомков. Для его семейства это будет сюрпризом, который откроется уже посреди плавания в бурю, поэтому деваться будет уже некуда - идейный маньяк уже на борту, а сойти пассажирам некуда.
Сначала ты некоторое время просто привыкаешь к тому, что вот этот пустынный мир Безумного Макса с развалинами небоскребов - это и мир персонажа по имени Ной. При этом Рассел Кроу представляет нам доброго парня, который умудрился в экстремальных условиях действовать не согласно инстинктам, а некой системе ценностей, которую считает верной. Он не только выживает, он живет. В нем Аронофски представляет человека духовного, для которого создает антагониста - короля дикарей, человека плотского. И показывает, что обе крайности до добра не доводят. Непримиримый Ной становится мизантропом, отрицая свою двойственную человеческую природу, а природа дает о себе знать: в его сознании искажается трактовка задания от Всевышнего, оно приобретает совершенно экстремистское значение, которое в него не вкладывали - новую биосистему Бог может создать заново, да хоть новую планету, а вот человека как уникальное существо, обладающее сознанием, творческим потенциалом, душой - его как раз нужно сохранить. С другой стороны человек, который потерял или не развил в себе эти качества, который целиком и полностью живет телом, низводя себя до хищника, не несет ничего, кроме разрушения. Он страшнее льва или медведя, потому что это хищник с сознанием, интеллектом и голодом, который невозможно утолить. Его не остановят естественные механизмы регуляции, от болезней он найдет лекарство, от другого вида-конкурента - оружие. И хотя король каинитов не изображен жутким монстром, его легко понять, даже посочувствовать - он просто хочет выжить, но его логика выносит ему же самому приговор. Такой вид в конце концов уничтожит сам себя.
А Ной постепенно открывает в себе эту самую темную сторону, ее подпитывает отвращение к человеку вобщем, которое вырастает в отвращение к себе, отвращение к жизни, и убийство вдруг становится вполне приемлемым методом. Тут мастерски сработал Рассел Кроу: как меняются глаза Ноя, как постепенно в них гаснет тепло и остается только лихорадочный блеск. В нем тоже живет тигр (привет Энгу Ли!), но этот тигр не побеждает, он уходит, остается человек, слабый, растерянный, но способный любить.
Да, Аронофски рассказывает совершенно свою историю, он уходит от источника и в фантастических деталях, и в сюжете - это вообще для него нормально ("Черный лебедь" тоже не о столько о мире балета, сколько о психических сдвигах). Запутал хитрец зрителя, который ожидал фильм-катастрофу, а попал на триллер-фантасмагорию. Если бы пространную режиссерскую версию, которая вышла в кинотеатрах, немного подрезать для динамики, зритель выходил бы из зала не таким заплаканным, а скорее задумчиво-ошарашенным - спецэффектные красоты Аронофски умеет использовать со вкусом!

Немає коментарів:

Дописати коментар